Присадки в масло для двигателя – это сложные химические соединения, основная задача которых повышать некоторые характеристики залитого в автомобиль масла. Помимо этого у масла могут возникать совершенно новые качества, которые до добавления присадок, были совершенно незаметны.
Однако следует иметь в виду, что присадки могут давать положительный эффект, если будут добавляться в оптимальном количестве. При превышении норм, эффект от применения присадок может быть совершенно противоположным.
Типы присадок, которые добавляются в масло
Сразу нужно сказать, что в масло добавляется не одно какое-то химическое соединение, а сразу добавляется некий коктейль из химических веществ и соединений. Каждый элемент этого «коктейля» отвечает за свой участок работы в масле двигателя и придает маслу определенные качества или усиливает эти качества.
Сгущающие присадки – вещества, которые повышают индекс вязкости масла. Это нужно для того, чтобы масло, работающее при высоких температурах нагрева двигателя, не становилось сильно жидким.
Детергенты (моющие присадки) – соединения, которые предотвращают образование на сопрягаемых деталях двигателя различных твердых отложений в виде нагара, сажи. Эти присадки в масло для двигателя не только отмывают эти наслоения от металла, но и способствуют их дроблению до мельчайшей фракции. Благодаря эффекту измельчения, твердые частицы, возникающие в двигателе, свободно проходят сквозь фильтровальную систему ДВС и не собираются в различных местах масляных магистралей.
Полностью избавиться от твердых продуктов окисления или частиц, которые образуются при трении, не получается. Однако мелкие частицы, которые находятся в масле, приносят гораздо меньше вреда, чем большие твердые отложения на поверхности трущихся деталей двигателя. По сути, за размельчение отложений отвечают не детергирующие присадки, а соединения называемые дисперсантами. Но эти оба компонента работают в одной связке, и по отдельности их применять нерационально.
Дисперсанты выполняют задачу поддерживания масла в том состоянии, в котором мелкие частицы не будут образовывать больших скоплений.
Присадки в масло двигателя, которые сокращают износ трущихся деталей. Это очень важно, для тех мест в двигателе, где возникают проблемы с образованием масляной пленки естественным путем. Благодаря этим присадкам на этих поверхностях образуется устойчивая пленка, состоящая из масла и присадки. Благодаря этой пленке износ деталей значительно сокращается.
Следующие присадки – ингибиторы окисления. При работе двигателя происходят существенные окислительные процессы, в которых участвует масло. Этому способствует высокая температура, при которой работает двигатель. Окисление масла приводит к увеличению твердых частиц в масле, и масло становится излишне густым. В конечном итоге, если не применять ангибиторы, ресурс масла понижается.
Ингибиторы тормозят процессы окисления в масле, делают его менее восприимчивым к высоким температурам. Ингибиторы не только повышают ресурс масла, но и снижают уровень коррозии внутри двигателя.
Однако нельзя путать ингибиторы окисления с ингибиторами, которые относятся к антикоррозионным присадкам. Хотя и в этом случае на поверхности деталей двигателя из черных металлов образуется антикоррозионная пленка. Такие ингибиторы не влияют существенно на ресурс масла.
Присадки с антипенным действием препятствуют образованию пузырьков воздуха внутри масла. При высоких оборотах двигателя внутри картера может образовываться воздушно-масляная суспензия. В результате этого значительно снижается поступление масла к трущимся деталям, падает давление внутри масляной магистрали. Это приводит к перегреву двигателя и другим негативным последствиям.
Антипенные присадки в масло двигателя разрушают пузырьки воздуха в масле.
Присадки, снижающие коэффициент трения (модификаторы трения). Эти присадки могут быть в твердом виде, например, в виде графита, а также в виде эфирных жидких соединений. Благодаря использованию эфирных масел на поверхностях сопрягаемых деталей образуется устойчивая пленка, снижающая коэффициент трения.